Москва – шанс для Ливии восстановить государственность.
Хотя в центре внимания российских СМИ остается противостояние в Сирии, на минувшей неделе более значимые события происходили на ливийском фронте войны с террористическими группировками. «Ливийская национальная армия» под командованием фельдмаршала Халифы Белкасима Хафтара одержала внушительную победу над экстремистскими и террористическими формированиями на востоке страны. А именно – полностью освободила от боевиков второй по величине город Ливии Бенгази, завершив тем самым начатую 16 января операцию «Право мученика».
В то же время, продвигаясь на юг Ливии, силы Хафтара столкнулись с силами, лояльными Правительству национального единства (ПНЕ), которое сам Хафтар не признает. Это вызвало очевидное беспокойство в ООН и на Западе, где поддерживают ПНЕ и видят в происходящем риск начала нового полномасштабного противостояния. Именно силы Правительства национального единства взяли на себя основную роль в освобождении «ливийской столицы ИГИЛ» – Сирта. При этом они выступают категорически против Хафтара, обвиняя его в желании навязать Ливии военную диктатуру. На Западе же Хафтара воспринимают как главного конкурента ПНЕ, само появление которого, по замыслу ООН, должно объединить разделенную страну. Продвижение сил фельдмаршала на юг комментируется такими словами, как «провокация».
Но дела у ПНЕ идут, мягко говоря, не блестяще, и западные СМИ настаивают – Россия склоняется к поддержке Хафтара, который контролирует все месторождения на особенно богатом нефтью востоке страны. Поводов так думать у них более чем достаточно. В прошлом году военачальник заявлял о своем согласии с российской ближневосточной политикой и дважды посещал Москву (в сентябре, согласно ряду данных, он встречался там с Михаилом Богдановым – спецпредставителем Владимира Путина по Ближнему Востоку). А 11 января, согласно сообщению Минобороны РФ, фельдмаршал посетил российский крейсер «Адмирал Кузнецов», где провел встречу с вице-адмиралом Виктором Соколовым и принял участие в видеоконференции с министром обороны Сергеем Шойгу.
«Адмирал Кузнецов» оказался у берегов Ливии неслучайно – крейсер вышел из порта в сирийском Тартусе в составе авианосной ударной группы Северного флота, выполняя распоряжение о сокращении численности российской военной группировки. И встреча с российскими военными, прошедшая фактически на территории Ливии, должна была продемонстрировать политическим конкурентам Хафтара, что он готов сотрудничать с Россией не менее тесно, чем покойный лидер Джамахирии Муаммар Каддафи.
Сам Хафтар надеется, что его – непримиримого и эффективного борца с экстремизмом – поддержит еще и новый президент США Дональд Трамп. Пока этого не произошло, но действительно ли велики шансы фельдмаршала оттеснить поддерживаемое ООН правительство и объединить Ливию под своим руководством?
Вероятнее всего, сейчас Халифа Хафтар ожидает финального, третьего «тура» гражданской войны в Ливии и продолжает активную подготовку к нему. Едва ли вопрос снятия оружейного эмбарго, на который так напирает официальный Тобрук, играет настолько важную роль – вероятнее всего, Египет и Саудовская Аравия уже наладили поставки вооружения для «Ливийской национальной армии» по теневым и неподотчетным логистическим каналам. Куда большее значение здесь имеет вопрос поиска стратегических партнеров и инвесторов, способных поддержать будущее правительство единой Ливии, которое без всякого сомнения столкнется с множеством внешних, и внутриполитических испытаний.
Комментарии